В Президентской академии состоялась открытая лекция ректора Московской духовной академии, посвященная 80-летию Великой Победы

В Президентской академии состоялась открытая лекция ректора Московской духовной академии, посвященная 80-летию Великой Победы

В Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации в рамках проекта «Диалоги» по линии взаимодействия с Научно-образовательной теологической ассоциацией состоялась открытая лекция «Историческое сознание российского общества и западная цивилизация». Спикером мероприятия, приуроченного к 80-летию Великой Победы, выступил президент Научно-образовательной теологической ассоциации, ректор Московской духовной академии, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры доктор богословия епископ Кирилл.

Историческое сознание тождественно самопознанию на народном и государственном уровне, отметил епископ Кирилл. Поэтому разговор об историческом сознании со студентами Президентской академии владыка начал с тезиса о важности духовного опыта самопознания и саморазвития.

«На протяжении ХХ века наш народ дважды столкнулся с кризисом исторического сознания: вначале в связи с обрушением Российском империи, а затем — с распадом СССР. Западные ценности для нас неприемлемы, а попытка продвинуть их обернулась упадком духовной культуры и потерей нравственных ориентиров в последние три десятилетия», — подчеркнул ректор Московской духовной академии.

Русская культура и литература, напомнил спикер, начиналась с канонизированных авторов, чего не знала Западная Европа, — «Повести временных лет» Нестора-летописца и «Слова о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона начала XII века. Русский народ самоидентифицируется здесь не по крови, а по вере, по единству исторического сознания. Авторы подчеркивают единство русского народа с окружающим миром. Но по мере роста мощи Российского государства в Европе начинается демонизация России.

С XVI–XVII веков европейцы пишут о России лишь в трех ключах. Либо как о некоем курьезе в виде сборников исторических анекдотов; либо эмпатически, но глядя сверху вниз, как на каких-то аборигенов; либо как об экзистенциальной угрозе существованию Европы. Так, в книге де Кюстина, изданной в 1836 году, впервые появляются характеристики России как «тюрьмы народов» и «империи зла». Во время Крымской войны 1856 года в оборот вводятся выражения «русский медведь», «православные варвары» и «варварские орды». К слову сказать, и основоположники марксизма-ленинизма называли Россию «реальным врагом Запада».

С 1930-х годов ХХ века предпринимаются попытки отождествлять системы фашистской Германии и СССР. После войны множатся утверждения, что «русские не умеют воевать, из-за чего погибло 27 млн солдат», хотя на полях сражений пали 8,6 млн советских воинов, а основную массу безвозвратных потерь СССР составили мирные граждане. Заговорили о «зверствах» советской армии в Европе, не сказав ни слова о массированных англо-американских бомбежках Дрездена в феврале 1945 года, жертвами которых стали 275 тысяч мирных жителей, а в 1950-1960-е годы начали открыто подменять антикоммунистическую идеологию антироссийской,

«Между тем Русский мир — это не про завоевание других народов, а культурное и духовно-нравственное понятие, сохранение традиционных христианских ценностей. Не случайно сейчас в Россию переезжают семьи из Западной Европы, США, Австралии, где христианство подчас заменяется сатанинством. Наше историческое сознание является силой сопротивления этим неприемлемым тенденция развития западной цивилизации», — завершил лекцию наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Отвечая на вопросы студентов, епископ Кирилл обозначил факторы, способствующие развитию мировоззренческого кризиса; выразил надежду на победу здоровых сил в западном обществе и назвал отказ от потребительского общества и готовность к самопожертвованию лучшей профилактикой разводов в обществе.

В завершение студенты Президентской академии высказали единодушное пожелание о подключении представителей духовенства к подготовке в академии государственных служащих, цель которых также состоит в служении.

Источник: МДА / Учебный комитет

СЛОВО ПАТРИАРХА

Патриарх

Наши духовные школы как раз и есть те места, где готовится закваска духовной жизни нашего общества. В этом смысле на них — большая ответственность. Апостол Петр говорит: «Пасите Божие стадо, …охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1 Петр. 5:2-3). Этими богодухновенными словами должна быть пронизана вся система нашего духовного образования, ибо в реализации этого поучения заключается ее подлинный смысл.

(Выступление на заседании Высшего Церковного совета 23 июня 2013 года)



20 мая 2025 г.
( 7 мая ст.ст.)
вторник
Седмица 5-я по Пасхе. Поста нет.
    Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме. Мч. Акакия (икона) сотника.
    Прпп. Иоанна (икона) Зедазнийского и учеников его: Авива (икона), еп. Некресского, Антония (икона) Марткопского, Давида (икона) Гареджийского, Зенона Икалтского, Фаддея Степанцминдского, Исе (икона), еп. Цилканского, Иосифа, еп. Алавердского, Исидора Самтавийского, Михаила Улумбийского, Пирра Бретского, Стефана Хирского, Шио (икона) Мгвимского (Груз.) Прп. Нила (икона) Сорского. Обретение мощей Нила (икона) Мироточивого, Афонского. Собор преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря.
    Сщмч. Михаила пресвитера.
    Любечской (икона) и Жировицкой (икона) икон Божией Матери.